07.07.2008

Построена ДНК из искусственных компонентов

Масахико Инуе (Masahiko Inouye) и его коллеги из университета Тоямы (University of Toyama) собрали ДНК, которая почти полностью состоит из искусственных "кирпичиков". Достижение может пригодиться в генной терапии, а также в построении биокомпьютеров.

Японцы утверждают, что искусственная ДНК по общему строению походит на натуральную (иллюстрация Michael Stro'ck)

Японские специалисты собрали ДНК из видоизменённых азотистых оснований – то есть из веществ, отличающихся по строению от естественных букв наследственного кода. Правда, как и в обычной ДНК, новые основания "нанизывались" на обычный каркас из сахара — дезоксирибозы.

В опытах университета Тоямы искусственные нуклеотиды точно так же сформировали длинный биополимер, закрученный в двойную спираль, как это делают природные нуклеотиды в клетках живых существ. И, как естественная ДНК, новая молекула была закручена вправо.

Вверху: фрагмент ДНК естественной и четыре азотистых основания, составляющих буквы наследственного кода. Внизу: искусственная молекула, синтезированная Инуе и его коллегами, и, соответственно, четыре модифицированных нуклеотидных основания (иллюстрация Masahiko Inouye)

Искусственная ДНК показала высокую стабильность. В сочетании с не вполне обычными свойствами синтезированных оснований это позволило авторам работы говорить об открытии "беспрецедентных возможностей для разработки новых биотехнологических материалов". Подробности будут разъяснены в статье в журнале Американского химического общества (Journal of the American Chemical Society) от 23 июля.

Кстати, первые опыты по созданию молекул ДНК, содержащих отдельные "неестественные" буквы генетического кода были поставлены много лет назад. С тех пор исследователи, развивающие так называемую синтетическую биологию, добились впечатляющих успехов.